Богослужение
Богослужение
Богослужение - внешнее выражение религиозной веры в молитвах и обрядах. Ежесуточный круг православных богослужений включает в себя девять служб: вечерню, повечерие, полунощницу, утреню, 1-й, 3-й, 6-й, 9-й часы и литургию (обедню). Кроме основных, регулярных богослужений, существует целый ряд служб, совершающихся по просьбам верующих (молебны, панихиды и другие), а также богослужения таинств.
Всенощное бдение
Всенощное бдение - особо торжественное богослужение, совершаемое вечером накануне праздников и воскресных дней. В древние времена совершалось ночью и служилось до утра с небольшими перерывами (в некоторых монастырях эта традиция сохраняется).
Вечерня - первое по порядку богослужение суточного круга, совершаемое вечером, перед заходом солнца.
Лития (греч. - усердная молитва) - часть всенощного бдения, иногда (в случаях общественных бедствий или воспоминаний о них) может служиться вне храма, соединяясь с молебном или крестным ходом. Для моления об умершем установлен особый род литии: она входит в состав панихиды, но может служиться самостоятельно как краткое заупокойное богослужение.
Повечерие - одно из ежедневных богослужений, совершаемое в конце вечерни.
Полунощница - одно из ежедневных богослужений. В первые века христианства совершалась ночью, так как ночное время было тогда наиболее безопасным для богослужений. Позже была включена в состав утрени. Полунощница не совершается, если служится Всенощное бдение, а также в некоторых других случаях, оговоренных Уставом.
Утреня - богослужение, получившее свое название от того, что совершалось рано утром. В настоящее время совершается после вечерни, накануне наступления нового дня.
Шестопсалмие - шесть псалмов, которые читаются в начале утрени. На время чтения в храме гасится свет и все свечи.
Полиелей (греч. - много милости, много масла) - одна из составных частей утрени. Название происходит от повторения в этой части богослужения слов: "Яко в век милость Его" и возжения в это время елея во всех светильниках и лампадах (сейчас включается паникадило). Состоит из пения стихов псалмов 134 и 135.
Елеопомазание - обряд, совершаемый во время всенощного бдения, когда священник крестообразно помазует елеем чело прихожан, подходящих к нему после поклонения иконе праздника.
Литургия
Литургия (греч. - общее дело) - самое главное богослужение Христианской Церкви. Установлена Самим Иисусом Христом на Тайной вечери. Центральным моментом литургии является таинство евхаристии - пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. В настоящее время совершается три варианта литургии: литургия Иоанна Златоуста - служится почти круглый год; литургия Василия Великого - совершается десять раз в году: накануне праздников Рождества Христова и Богоявления, в день памяти святого Василия Великого 14 января, в 1-е, 2-е, 3-е, 4-е и 5-е воскресенья Великого поста, в Великие (Страстные) четверг и субботу; наконец, литургия Преждеосвященных Даров, составленная святителем Григорием Двоесловом - служится только Великим постом.
Антиминс (греч. - вместопрестолие) - шелковый плат с изображением положения Иисуса Христа во гроб и с зашитыми в особый кармашек частицами святых мощей. Освящается архиереем. Находится на престоле под Евангелием, завернутый в пелену, нaзываемую илитоном. Раскрывается во время литургии для совершения пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.
Великий вход - важный момент литургии, когда Святые Дары под пение Херувимской песни переносятся с жертвенника на престол через Царские врата.
Дары Святые - хлеб (частицы просфор) и вино после пресуществления их в Тело и Кровь Христовы в таинстве евхаристии.
Запасные Дары - Святые Дары, освященные на литургии и хранящиеся в дарохранительнице для неотложного причащения тяжелобольных и умирающих.
Илитон (греч. - платок, обертка) - плат, в который завернут антиминс.
Обедница - одно из богослужений Православной Церкви, совершаемое вместо литургии в случаях, когда по каким-либо причинам невозможно литургию; иначе называется "последованием изобразительных".
Обедня - народное название литургии, происшедшее от слова "обед" (литургия совершается до обеда).
Освящение Святых Даров - главный момент литургии. Совершается во время евхаристической молитвы, тайно произносимой священником перед престолом в алтаре и завершается словами: "И сотвори убо хлеб сей Честное Тело Христа Твоего. А еже в чаши сей, Честную Кровь Христа Твоего. Преложив Духом Твоим Святым" (см. Евхаристия).
Отпуст - заключительные слова православного богослужения, произносимые священником, после которых молящиеся "отпускаются" из храма. Отпусты разнообразны по содержанию, которое зависит от дня недели, празднуемого события, названия храма и вида богослужения. Неизменными остаются слова: "Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери... и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец".
Проповедь - церковное наставление священника или архиерея, преподаваемое в храме за литургией, имеющее своей задачей поведать и разъяснить верующим учение Иисуса Христа.
Проскомидия (греч.- принесение) - первая часть литургии, во время которой священник приготовляет хлеб и вино для таинства евхаристии, когда хлеб и вино будут пресуществлены Господом в Его Тело и Кровь. Как совершается в Церкви поминовение живых и усопших на проскомидии
Часы
Часы - богослужения, предназначенные изначально для каждой четверти дня и состоящие из трех псалмов, нескольких стихов и молитв. Каждая из служб первого, третьего, шестого и девятого часов посвящена воспоминанию о тех или иных обстоятельствах страданий Спасителя.
Первый час - одно из богослужений суточного круга, совершаемое после окончания утрени. Освящает молитвой наступивший день и напоминает о том утреннем часе, когда Христос был приведен на суд.
Третий час - одно из богослужений суточного круга, совершаемое перед началом литургии. Посвящается воспоминанию о суде над Христом.
Шестой час - одно из богослужений суточного круга, совершаемое после третьего часа, перед литургией. Посвящен воспоминанию о распятии Иисуса Христа.
Девятый час - одна из служб суточного круга, совершаемая обычно перед вечерней. Посвящена воспоминанию о крестной смерти Иисуса Христа.
Молебен
Молебен - богослужение, имеющее просительный или благодарственный характер.
Агиасма (гр.-святыня) - вода, освященная накануне праздника Богоявления (Крещения) Господня (великая агиасма) или на молебнах (малая агиасма). Что нужно знать о святой воде
Водоосвящение или водосвятие - древний церковный обряд: троекратным погружением креста при соответствующем молитвословии призывается на воду благословение Божие. Церковь различает водоосвящение великое и малое. Великое бывает в навечерие праздника Богоявления (Крещения Господня) и в самый день Богоявления (Крещения Господня) по окончании литургии. Вода освящается обыкновенно в реке, озере или источнике. Малое водоосвящение совершается 14 августа - на Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Кроме того, и в день Преполовения пятидесятницы, когда вспоминаются полные глубочайшей тайны слова Спасителя: "Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную" (Евангелие от Иоанна 4, 14). Малое водоосвящение бывает также перед литургией (или после нее) в дни храмовых праздников, в которые храм обновляется молитвой и окроплением. Наконец, этот священнодейственный обряд может совершаться во всякое время по желанию верующих.
Крестный ход - шествие духовенства и народа с иконами, крестами, хоругвями и другими святынями. Совершается в особо важных случаях: по уставу, в известные праздники (например, на Пасху), или по особым поводам (например, на поля во время молений об избавлении от засухи).
Заупокойные богослужения
Заупокойные богослужения - специальные богослужения, посвященные поминовению усопших и содержащие усиленные молитвы о даровании им милости Божией и Царства небесного: панихиды, литии и отпевания умерших.
Венчик - бумажная лента с напечатанными на ней изображениями Иисуса Христа, Богородицы и Иоанна Предтечи, возлагаемая на чело усопшего.
Отпевание - богослужение, совершаемое при похоронах.
Панихида - заупокойное богослужение, которое можно служить как до погребения усопшего, так и после. Кроме частных панихид, Церковью установлены дни общего поминовения: субботы Мясопустная, Троицкая и Димитриевская, субботы второй, третьей и четвертой седмиц Великого поста, Радоница - день общего поминовения, которое совершается во вторник после Фомина воскресенья (первого воскресенья после пасхального) и 11 сентября - день поминовения воинов, погибших за веру и Отечество (в день Усекновения главы Иоанна Предтечи). Почему надо молиться об усопших Как правильно поминать усопших
Погребение - проводы усопшего христианина в соответствии с требованиями Церкви. По смерти тело усопшего мирянина омывается, тело монаха лишь отирается водою, а тело священника отирается губкою, пропитанною елеем. Затем умершего одевают в чистые одежды, сообразные его званию или служению: так, военных одевают в форменную одежду, а на диакона, священника и архиерея надевают их служебные облачения. Архиерею и священнику на грудь полагается Евангелие, в руки дается крест, диакону - кадило, мирянину - икона. Во время отпевания на чело умершего кладется венчик, а в руки влагается разрешительная грамота. До отпевания, в продолжении нахождения умершего в доме, над мирянином читается Псалтирь, а над архиереем и священником - Евангелие. Перед погребением гроб с телом умершего приносится в храм, где ставится головою к дверям, ногами к алтарю - к востоку. Отпевание производится после литургии, при открытых Царских вратах. После отпевания процессия с пением "Святый Боже", в предшествии священника, отправляется к могиле, где совершается лития. Покойник полагается лицом (ногами) к востоку. В ногах устанавливается крест, обращенный к усопшему.
                                                  Действия при богослужении
Главопреклонение - действие, совершаемое во время богослужения по призыву священника или диакона: "Главы ваша Господеви приклоните" или "Главы наша Господеви приклоним".
Коленопреклонение - одно из действий, сопровождающих усердную молитву.
Поклон - символическое действие, служащее выражением чувства собственной греховности и благоговения перед Богом. Употребляется в христианстве с древнейших времен. По церковному уставу поклоны разделяются на малые и великие. Малым (поясным) поклоном называется такое приклонение, при котором можно рукой достать до земли. Великим (земным) поклоном называется такой, при котором чело, руки и колени касаются земли.
Звон колокольный
Звон колокольный - одна из существенных принадлежностей богослужения. Употребляется для призыва христиан к богослужению, для оповещения тех, кто не присутствует в храме, о самых важных моментах богослужения, а помимо богослужения - либо для выражения духовной радости в великие праздники, либо для выражения общей скорби при погребении усопших. Звон при богослужениях бывает нескольких видов: 1) благовест - мерные удары в один колокол; 2) перезвон - удары во все колокола поочередно, начиная с большого и до самого малого; 3) двузвон - звон во все колокола дважды, в два приема; 4) трезвон - удары в несколько колоколов или во все колокола, в три приема (в три звона); 5) перебор - медленные поочередные удары в каждый колокол по одному разу от самого маленького до самого большого, а потом удар во все колокола.
Благовест - один из видов церковного колокольного звона, отличающийся от перезвона и трезвона тем, что производится в один колокол. Благовестом верующие призываются на богослужение. Назван так потому, что уже и сам призыв в церковь есть добрая, радостная весть.
Набат - тревожный или предупреждающий колокольный звон, которым предписывалось звонить в церквах при нападении врагов, во время пожаров, сильных метелей и других бедствий.
Молитва
Молитва - обращение человека к Богу, Богородице или святым.
Акафист (греч. - неседальный) - одна из форм церковного гимна, ведущая начало от песнопения в честь Богородицы. Название подчеркивает, что во время чтения акафиста не дозволяется сидеть.
Аллилуйя (др.-евр. - хвалите Бога) - краткое песнопение, часто употребляемое в богослужениях и молитвах.
Аминь (с др.-евр.) - воистину, верно, бесспорно, так будет, да. Произносится в конце молитв.
Андреево стояние -особое церковное богослужение, совершаемое в четверг пятой седмицы Великого поста. Называется так потому, что на нем читается Великий покаянный канон святого Андрея Критского. За этим же богослужением читается житие Марии Египетской.
Великий покаянный канон - канон Андрея Критского, состоящий из 250 стихов (тропарей) и излагающий всю историю Ветхого и Нового Заветов, с нравоучительными толкованиями. Поется по частям на вечерних богослужениях в первые четыре дня Великого поста и целиком - на утрени, в четверг пятой недели.
Возглас - заключение молитв, громогласно произносимое священником во время богослужения и состоящее обычно из славословия Пресвятой Троицы.
Ектения (греч. - усердие) - ряд молитвенных прошений, составляющих существенную часть любого церковного богослужения. Возглашается диаконом (или священником, если он служит без диакона). Каждое прошение сопровождается одним из припевов: "Господи, помилуй", "Подай, Господи", "Тебе, Господи".
Заамвонная молитва - читается перед окончанием литургии священником, который специально для этого выходит через Царские врата и встает перед амвоном.
Зачала - пронумерованные отрывки, на которые разделены Евангелие и Апостол для удобства чтения на богослужениях.
Икос (греч. - дом) - церковное песнопение, вторая часть строфы акафиста, прославляющая святого или празднуемое событие. Развивает тему, обозначенную в кондаке. Называется так потому, что пелось в домах, где проводил ночи в молитве преподобный Роман Сладкопевец, первый составитель икосов.
Ирмос (греч. - связь, ряд) - разновидность тропаря, являющаяся образцом (моделью). Начальное песнопение каждой песни канона.
Канон - богослужебное песнопение, входящее в состав утрени. Каноны написаны святыми Андреем Критским, Космой Маюмским, Феодором Студитом и другими отцами Церкви.
Катавасия (гр. - схождение) - ирмос, повторяемый после пения всей песни канона. По уставу его должны петь вместе певцы правого и левого клироса (если в храме два хора), сходясь на середину храма.
Кафизма (греч. - сидение) - чтение из Псалтири, во время которого присутствующие на богослужении могут сидеть.
Кондак - краткая священная песнь, содержащая похвалу Иисусу Христу, Богородице, святому или празднуемому событию. Предшествует икосу. Основным творцом кондаков в истории Церкви был святой Роман Сладкопевец.
Мефимон (гр. - с нами Бог) - великое повечерие, во время которого читается Великий покаянный канон святого Андрея Критского с припевом: "Помилуй мя, Боже, помилуй мя". Совершается на первой седмице Великого поста и в четверг пятой седмицы (см. Андреево стояние).
Молитва Господня - молитва, которую Сам Господь Иисус Христос дал Своим ученикам, когда они просили Его научить, как им молиться: "Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли; хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Яко Твое есть Царство и сила, и слава Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь" (Евангелие от Матфея 6, 9-13).
Молитва Иисусова - молитва Иисусу Христу: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго".
Молитвенное правило - ряд молитв, ежедневно читаемых христианином.
Молитвослов - сборник молитв.
Осанна (евр. - спаси же) - молитвенный возглас древних евреев, употреблявшийся при торжествах и молитвах. Такими возгласами народ встречал Иисуса Христа, когда Он въезжал на ослике в Иерусалим (см. Вход Господень в Иерусалим).
Отче наш - см. Молитва Господня.
Паремии (греч. - притча) - богослужебные чтения из Священного Писания, имеющие отношение к празднику: содержат в себе или пророчества о празднуемом событии, или объяснение его смысла, или похвалу празднику. Читаются на вечернем богослужении.
Поминовение - молитвенное упоминание имен живых и усопших за литургией, основанное на вере в силу и действенность этого упоминания перед Богом для вечного блага и спасения поминаемых.
Прокимен (греч. - впереди лежащий) - краткий стих, произносимый чтецом или диаконом и повторяемый пением на клиросе перед чтением Апостола, Евангелия и паремий.
Псалом (греч. - песнь) - священная песня Ветхого Завета, входящая в состав Псалтири.
Разрешительная молитва - напечатанная на листе бумаги особая молитва, читаемая священником вслух над каждым умершим (не моложе семи лет) при отпевании, после чтения Евангелия. По прочтении молитвы лист складывается и влагается в руку умершего. Текст молитвы очень древний, заимствован из литургии апостола Иакова (I в.).
Синодик - записная книжка, в которую записывают имена усопших и живых родных и близких для молитвенного поминовения.
Сороковины - поминовение усопшего на сороковой день после кончины.
Сорокоуст - церковное поминовение умершего в течение сорока дней после кончины.
Стихира (греч. - многостишие) - богослужебное песнопение, состоящее из многих стихов и прославляющее Спасителя, Богородицу, святого или празднуемое событие.
Трисвятое - молитва: "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас". Входит в состав утренних и вечерних молитв и во все богослужения.
Тропарь - краткая песнь, прославляющая Господа Иисуса Христа, Богородицу или святых.
Церковное пение
Антифон (греч. - звучащий в ответ) - пение, исполняемое поочередно двумя хорами или солистом и хором.
Глас - лад, напев в музыке Православной Церкви. Гласы делятся на четыре главных и четыре побочных, вместе они образуют осмогласие.
Знаменный распев - древнейший из церковных распевов, главный среди них. Название происходит от слова "знамя", которым именовались древние безлинейные нотные знаки, похожие на флажки, служившие для записи распева.
Причастен - стих, который поется перед причащением верующих за литургией.
Херувимская песнь - одно из главных песнопений литургии. Предшествует Великому входу.
Copyright © Денисов А.С копирование и переиздание этого документа только с разрешения автора.
Рейтинг@Mail.ru