Действия при богослужении
Главопреклонение - действие, совершаемое во время богослужения по призыву священника или диакона: "Главы ваша Господеви приклоните" или "Главы наша Господеви приклоним".
Коленопреклонение - одно из действий, сопровождающих усердную молитву.
Поклон - символическое действие, служащее выражением чувства собственной греховности и благоговения перед Богом. Употребляется в христианстве с древнейших времен. По церковному уставу поклоны разделяются на малые и великие. Малым (поясным) поклоном называется такое приклонение, при котором можно рукой достать до земли. Великим (земным) поклоном называется такой, при котором чело, руки и колени касаются земли.
Звон колокольный
Звон колокольный - одна из существенных принадлежностей богослужения. Употребляется для призыва христиан к богослужению, для оповещения тех, кто не присутствует в храме, о самых важных моментах богослужения, а помимо богослужения - либо для выражения духовной радости в великие праздники, либо для выражения общей скорби при погребении усопших. Звон при богослужениях бывает нескольких видов: 1) благовест - мерные удары в один колокол; 2) перезвон - удары во все колокола поочередно, начиная с большого и до самого малого; 3) двузвон - звон во все колокола дважды, в два приема; 4) трезвон - удары в несколько колоколов или во все колокола, в три приема (в три звона); 5) перебор - медленные поочередные удары в каждый колокол по одному разу от самого маленького до самого большого, а потом удар во все колокола.
Благовест - один из видов церковного колокольного звона, отличающийся от перезвона и трезвона тем, что производится в один колокол. Благовестом верующие призываются на богослужение. Назван так потому, что уже и сам призыв в церковь есть добрая, радостная весть.
Набат - тревожный или предупреждающий колокольный звон, которым предписывалось звонить в церквах при нападении врагов, во время пожаров, сильных метелей и других бедствий.
Молитва
Молитва - обращение человека к Богу, Богородице или святым.
Акафист (греч. - неседальный) - одна из форм церковного гимна, ведущая
начало от песнопения в честь Богородицы. Название подчеркивает, что во время чтения акафиста не дозволяется сидеть.
Аллилуйя (др.-евр. - хвалите Бога) - краткое песнопение, часто употребляемое в богослужениях и молитвах.
Аминь (с др.-евр.) - воистину, верно, бесспорно, так будет, да. Произносится в конце молитв.
Андреево стояние -особое церковное богослужение, совершаемое в четверг пятой седмицы Великого поста. Называется так потому, что на нем читается Великий покаянный канон святого Андрея Критского. За этим же богослужением читается житие Марии Египетской.
Великий покаянный канон - канон Андрея Критского, состоящий из 250 стихов (тропарей) и излагающий всю историю Ветхого и Нового Заветов, с нравоучительными толкованиями. Поется по частям на вечерних богослужениях в первые четыре дня Великого поста и целиком - на утрени, в четверг пятой недели.
Возглас - заключение молитв, громогласно произносимое священником во время богослужения и состоящее обычно из славословия Пресвятой Троицы.
Ектения (греч. - усердие) - ряд молитвенных прошений, составляющих существенную часть любого церковного богослужения. Возглашается диаконом (или священником, если он служит без диакона). Каждое прошение сопровождается одним из припевов: "Господи, помилуй", "Подай, Господи", "Тебе, Господи".
Заамвонная молитва - читается перед окончанием литургии священником, который специально для этого выходит через Царские врата и встает перед амвоном.
Зачала - пронумерованные отрывки, на которые разделены Евангелие и Апостол для удобства чтения на богослужениях.
Икос (греч. - дом) - церковное песнопение, вторая часть строфы акафиста, прославляющая святого или празднуемое событие. Развивает тему, обозначенную в кондаке. Называется так потому, что пелось в домах, где проводил ночи в молитве преподобный Роман Сладкопевец, первый составитель икосов.
Ирмос (греч. - связь, ряд) - разновидность тропаря, являющаяся образцом (моделью). Начальное песнопение каждой песни канона.
Канон - богослужебное песнопение, входящее в состав утрени. Каноны написаны святыми Андреем Критским, Космой Маюмским, Феодором Студитом и другими отцами Церкви.
Катавасия (гр. - схождение) - ирмос, повторяемый после пения всей песни канона. По уставу его должны петь вместе певцы правого и левого клироса (если в храме два хора), сходясь на середину храма.
Кафизма (греч. - сидение) - чтение из Псалтири, во время которого присутствующие на богослужении могут сидеть.
Кондак - краткая священная песнь, содержащая похвалу Иисусу Христу, Богородице, святому или празднуемому событию. Предшествует икосу. Основным творцом кондаков в истории Церкви был святой Роман Сладкопевец.
Мефимон (гр. - с нами Бог) - великое повечерие, во время которого читается Великий покаянный канон святого Андрея Критского с припевом: "Помилуй мя, Боже, помилуй мя". Совершается на первой седмице Великого поста и в четверг пятой седмицы (см. Андреево стояние).
Молитва Господня - молитва, которую Сам Господь Иисус Христос дал Своим ученикам, когда они просили Его научить, как им молиться: "Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли; хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Яко Твое есть Царство и сила, и слава
Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь" (Евангелие от Матфея 6, 9-13).
Молитва Иисусова - молитва Иисусу Христу: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго".
Молитвенное правило - ряд молитв, ежедневно читаемых христианином.
Молитвослов - сборник молитв.
Осанна (евр. - спаси же) - молитвенный возглас древних евреев, употреблявшийся при торжествах и молитвах. Такими возгласами народ встречал Иисуса Христа, когда Он въезжал на ослике в Иерусалим (см. Вход Господень в Иерусалим).
Отче наш - см. Молитва Господня.
Паремии (греч. - притча) - богослужебные чтения из Священного Писания, имеющие отношение к празднику: содержат в себе или пророчества о празднуемом событии, или объяснение его смысла, или похвалу празднику. Читаются на вечернем богослужении.
Поминовение - молитвенное упоминание имен живых и усопших за литургией, основанное на вере в силу и действенность этого упоминания перед Богом для вечного блага и спасения поминаемых.
Прокимен (греч. - впереди лежащий) - краткий стих, произносимый чтецом или диаконом и повторяемый пением на клиросе перед чтением Апостола, Евангелия и паремий.
Псалом (греч. - песнь) - священная песня Ветхого Завета, входящая в состав Псалтири.
Разрешительная молитва - напечатанная на листе бумаги особая молитва, читаемая священником вслух над каждым умершим (не моложе семи лет) при отпевании, после чтения Евангелия. По прочтении молитвы лист складывается и влагается в руку умершего. Текст молитвы очень древний, заимствован из литургии апостола Иакова (I в.).
Синодик - записная книжка, в которую записывают имена усопших и живых родных и близких для молитвенного поминовения.
Сороковины - поминовение усопшего
на сороковой день после кончины.
Сорокоуст - церковное поминовение умершего в течение сорока дней после кончины.
Стихира (греч. - многостишие) - богослужебное песнопение, состоящее из многих стихов и прославляющее Спасителя, Богородицу, святого или празднуемое событие.
Трисвятое - молитва: "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас". Входит в состав утренних и вечерних молитв и во все богослужения.
Тропарь - краткая песнь, прославляющая Господа Иисуса Христа, Богородицу или святых.
Церковное пение
Антифон (греч. - звучащий в ответ) - пение, исполняемое поочередно двумя хорами или солистом и хором.
Глас - лад, напев в музыке Православной Церкви. Гласы делятся на четыре главных и четыре побочных, вместе они образуют осмогласие.
Знаменный распев - древнейший из церковных распевов, главный среди них. Название происходит от слова "знамя", которым именовались древние безлинейные нотные знаки, похожие на флажки, служившие для записи распева.
Причастен - стих, который поется перед причащением верующих за литургией.
Херувимская песнь - одно из главных песнопений литургии. Предшествует Великому входу.