Первый день Великого поста называется Чистым понедельником, когда верующие очищаются от прегрешений, совершенных на веселой Масленице. В старину на Руси для этого были разные народные «тужилки»: моление с «превеликим усердием», когда «били поклоны до упаду»; кулачные бои «для вытряхивания масленичных блинов»; мытье в бане, где хлестали себя вениками «до полного изнеможения».
С точки зрения современной психотерапии можно сказать, что таким способом человек давал своему бренному телу подсознательную установку приготовиться к трудным для него дням без скоромной пищи, то есть без продуктов животного происхождения.
Церковный Устав о правилах Поста
В отношении качества постной пищи Церковный Устав различает 4 степени строгого поста:
1. "сухоядение" - т.е. хлеб, невареные овощи и фрукты, свежие, сушеные или квашеные.
2. "варение без елея" - вареные овощи без растительного масла.
3. "разрешение на вино и елей" (вино испивается мерой для укрепления сил постящихся).
4. "разрешение на рыбу" - рыба в Великий пост вкушается только в праздник Благовещения Пресв. Богородицы и (по обычаю) в неделю Ваий (в Вербное Воскресенье).
В субботу и воскресение дается разрешение на "вино и елей". От понедельника до пятницы положено "сухоядение" в первую и последнюю недели поста, а в остальное время - "варение без елея" (растит, масла).
Первую неделю Великого поста по церковному уставу полагается проводить особо строго. В старину все христиане, а теперь монахи в самых строгих монастырях, совсем ничего не едят первые три дня. По вечерам с понедельника по четверг читают так называемые Мефимоны - канон святого Андрея Критского, в котором рассказывается вся ветхозаветная и новозаветная история, то есть книги Священного Писания, написанные до рождения Спасителя и после его смерти и воскресения.
В пятницу в церковь приносят глиняную чашку с медом. После усиленного общего моления во время вечерней службы мед, являющийся символом спасения, освящают и возвращают тому, кто его принес. Считается, что употребление этого меда на протяжении всего поста способствует избавлению от болезней.
В первое воскресенье Великого поста совершается торжественная литургия: на середину храма ставятся святые иконы и перед ними служится молебен. Так празднуется Торжество Православия, установленное в Византии после победы над ересью иконоборчества, не признававшей почитания икон.
В архиерейских церквах в этот день после молебна всем православным возглашается многолетие, а всем отступникам -анафема. Многие ошибочно думают, будто анафема - это проклятие. Церковь никого не проклинает.
Поэтому анафема является прилюдным провозглашением, что такие-то люди, отрицающие бытие Божие и догматы церкви, не почитающие Матерь Божию и святые иконы, отделены от церкви и в ней больше не состоят. Слово «анафема» в значении «проклятие» употребляется только в обычной, разговорной речи.
Третье воскресенье, с которого начинается четвертая неделя Великого поста, называющаяся Крестопоклонной, посвящена Кресту Господню. Во время всенощной выносится крест, и все молящиеся поклоняются ему. Этим обрядом церковь показывает, что знает, как труден постный подвиг, и поэтому в середине поста ободряет своих верных детей, благословляя их крестом и напоминая, что Господь принял за нас на кресте во сто крат более трудный подвиг.
На пятой неделе Великого поста в среду вечером совершается всенощное бдение, на котором полностью читается канон святого Андрея Критского, а также житие преподобной Марии Египетской, великой грешницы, ставшей праведницей. Эта служба называется Великим, или Андреевым стоянием. Раньше считалось, что апо-
стол Андрей покровительствует браку. Поэтому девицы ходили в церковь, чтобы помолиться о даровании хороших женихов. Многие верили, что истовое моление этому угоднику также помогает заневестившимся девицам побыстрее выйти замуж.
Помимо молитвы в деревнях были в ходу заговоры-присушки для привлечения женихов. При появлении молодого месяца девицы вертелись на пятке правой ноги, приговаривая: «Млад месяц, увивай около меня женихов, как я увиваюсь около тебя».
Если же у девицы был на примете какой-то парень, которого она хотела заполучить в мужья, то заговор нужно было прочитать на соль, а затем незаметно добавить ему в какую-нибудь еду: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Как я, раба Божия (имя), без соли не могу ни жить, ни быть, и как мне, рабе Божией, без соли невкусно и неприятно, так бы и рабу Божиему (имя) без меня не жить, не быть, и жизнь ему, рабу Божиему (имя), без меня, рабы (имя), немила и неприятна. Будьте мои слова крепки и лепки: крепче камня и лепче воску. Аминь».
А в Белоруссии по окончании богослужения святому Андрею девицы по возвращении домой, прежде чем лечь спать, рассыпали по постели заранее приготовленную горсть льняного или конопляного семени, приговаривая при этом: «На тэбэ, Святый Андрию, лен сию; да Боже знаты, с ким буду горя гороваты».
В субботу на пятой неделе Великого поста совершается акафист, что по-гречески значит «неседальное чтение», то есть чтение, во время которого не полагается сидеть, прославляющий Пресвятую Богородицу. Это торжество было установлено в память чудесного избавления Византии от персов в 627 году. На Руси же эту субботу стали называть Похвальной.
На время Великого поста приходится празднование Благовещения
25 марта по старому стилю, 7 апреля - по новому: в этот день Архангел Гавриил был послан к Деве Марии возвестить ей несказанную радость, что она родит сына предвечного Бога и тем спасет людей от грехов их. В Книгах Царств Ветхого Завета подробно излагается предыстория этого знаменательного события, которая объясняет, почему оно не могло свершиться ранее. Тысячи лет все человечество ждало, когда же явится в его среде та, которая сможет принять в себя Сына Божия. В древние времена были великие праведники и святые, но все они оказались не безгрешны перед Богом: Авраам не пожалел сына своего для него, но тот же Авраам в другой раз тяжко согрешил, прячась трусливо за свою жену. Велик был пророк Моисей, про которого Бог сказал: «Устами к устам говорю я с ним и образ Господа он видит». Когда же Бог послал Моисея избавить народ иудейский из плена, тот стал торговаться со Всевышним. Величайшим пророком был Илия, но неистовой бурей налетел он на врагов Божьих и своими собственными руками заколол четыреста лжепророков. Тогда, желая открыть ему самую сущность бытия Божия, Господь явился Илии не в сильном ветре, раздирающем горы и сокрушающем скалы, не в огне и землетрясении, а в веянии тихого ветра, показывая тем самым, что он прежде всего любящий Бог, а не карающий меч.
В Евангелии от Луки рассказывается, что, когда настало время Сыну Божию соделаться человеком, за четыре месяца до Благовещения Дева Мария была обручена с праведником Иосифом, чтобы он был защитником и свидетелем ее целомудрия и чтобы ее священное девство не казалось осуждением брака. Жили же они в галилейском городе Назарете, куда в дом Иосифа явился Архангел Гавриил возвестить Деве Марии тайну воплощения от нее Бога-Слова: «Радуйся, благодатная! Господь с Тобою: благословенна Ты в женах!» Вслед за небесным вестником эти слова ежедневно повторяются в церковных молитвах: «Богородице Дево, радуйся!»
«Она же, - повествует Евангелие, - увидевши его, смутилась от слов этих и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал ей Ангел: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога, и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего... и царству Его не будет конца».
Мария же сказала Ангелу: «Как будет это, когда я мужа не знаю?» На что тот ответил: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». И тогда Мария сказала: «Се - раба Господня, да будет мне по слову Твоему».
Подробнее о Благовещении мы расскажем в следующих номерах «Тайной власти».
Суббота шестой седмицы Великого поста называется Лазаревой в память о чуде воскрешения Лазаря, совершенного Иисусом Христом, а вся неделя - Вербною, поскольку она завершается празднованием Входа Господня в Иерусалим в Вербное воскресенье (23 апреля). Прибыл он в город верхом на осле, сопровождаемый апостолами.
Когда они приблизились к городу, навстречу вышло множество народа. От радости
одни срывали с себя одежду и устилали ею дорогу, по которой ехал Господь. Другие в восторге резали ветви пальм и тоже бросали перед Спасителем. И все кричали: «Слава Сыну Давидову! Мир на Небеси и слава в Вышних!»
Позднее пальмовыми ветвями стали устилать дорогу перед патриархом Константинопольским, когда во время праздничного шествия в этот день он ехал на осле. А русские паломники, видевшие торжественное шествие в Святой земле, принесли этот обычай в свое отечество. Пальмовые ветви из-за климатических условий были заменены ветками вербы, которая раньше других деревьев распускает почки.
Вечером в Вербное воскресенье, заканчивая отпуст - краткую молитву после литургии, - священник говорит: «Грядый Господь на вольную страсть!», тем самым сообщая прихожанам о наступлении Страстной седмицы. Ее смысл - напомнить верующим о великих страданиях, которые претерпел Христос. Поэтому все дни Страстной недели называются Великими - Великий Понедельник, Великий Вторник и т.д., а церкви принимают скорбный вид, священники облачаются в темные одежды, молитвы печальны.
В Великую Среду христиане со скорбью вспоминают о предательстве Спасителя одним из двенадцати апостолов - Иудой Искариотским. Именно в среду Иуда тайком отправился к первосвященникам, иудейским начальникам, и предложил предать Спасителя, если ему заплатят тридцать сребреников.
На следующий день, когда Иисус с учениками собрались на вечерю. Господь впервые причастил своих учеников, установив таинство евхаристии - Святого Причащения, которое с тех пор совершается в православных храмах после литургии. Оно заключалось в том, что Иисус, разломив хлеб, раздал его апостолам со словами: «Примите, ядите, сие есть Тело Мое». И, взяв чашу, подал им и сказал: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя, за многих изливаемая во искупление грехов».
В Библии рассказывается, что, когда после вечери Спаситель с учениками ночью удалились в Гефсиманский сад, туда нагрянула толпа воинов, ведомая Иудой. А поскольку они не знали Иисуса в лицо, предающий Его сказал им: «Кого я поцелую, Тот и есть Он, возьмите Его». После чего подошел и поцеловал Учителя. По этому условному знаку Иисус Христос был схвачен, а в нашем языке появилось выражение «поцелуй Иуды».
Об этом трагическом библейском эпизоде верующие вспоминают во время богослужения в Великий Четверг.
В Великую Пятницу, день, когда умер на кресте Спаситель, литургия утром не совершается. Лишь служатся Царские Часы - короткая служба, на которой читаются главы Евангелия о страданиях Христа. А во время дневного богослужения совершается обряд выноса Плащаницы - большого плата материи, которым, согласно библейскому преданию, святой Иосиф обернул Тело Христово. Такой плат шелковой материи с изображением лежащего во гробе Спасителя остается на середине храма для всеобщего поклонения до Светлого Христова Воскресения, после чего переносится на
престол до праздника Вознесения.
На рассвете Великой Субботы начинаются богослужения в честь Воскресения Христа, завершающие Страстную неделю. В это время священники меняют черные великопостные облачения на белые, пасхальные. Зажигаются все свечи, меняют на праздничные украшения аналоев и икон. В старину верующие так и не расходились из церкви после субботней литургии до всенощной. Поэтому после утренней службы совершается освящение хлеба и вина, которыми прихожане питались в этот день. Так на радостной ноте начинается и заканчивается последний день Великого поста. Завтра - Пасха!
В Великий Четверг
СВЕТ ЧИСТОГО ЧЕТВЕРГА
Четверг на Страстной неделе называют чистым. Он сосредоточил вокруг себя
немалое число поверий и обрядов. В первую очередь в этот день наводят порядок в жилище,
во дворе, стирают и, конечно же, сами моются. Все это при соблюдении определенных правил
помогает сохранить или вернуть здоровье, избавиться от сглаза, порчи и всякой энергетической
грязи, а также «зарядиться» радостью и любовью к окружающему миру.
Рано утром, до зари, в Чистый четверг надо обязательно принять душ или ванну, прочитав при этом следующий заговор: «Как исповеди очищают, как вода грязь смывает, так и ты, четверг, чистым будь. Очисти меня, раба Божьего (имя) от всякого зла, от обиды, от непослушания, от невоздержания, от чужой хулы, от дурной молвы, от злых разговоров, от напрасных споров. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Выйдя из ванны, поклонитесь и перекреститесь.
Если вы оказались в ситуации, когда полное омовение невозможно, то постарайтесь хотя бы до зари умыться, проговорив перед этим: «Чистый четверг, будь мне отцом, повернись ко мне лицом. Как ты, Чистый четверг, чист и светел, так бы и моя жизнь была чиста и светла. Ключ, замок, язык. Аминь! Аминь! Аминь!»
А если есть основание предполагать, что кто-то напустил на вас порчу, читать перед умыванием надо такой заговор: «Смываю то, что на меня напустили, то, чем душа и тело маются, все Чистым четвергом смывается!»
В этот же день с утра пораньше но уже после того, как совершите очистительное омовение, окурите свой дом ладаном (лучше всего) или сухими ромашкой, мятой и зверобоем. Три перечисленные травы идеально употребить в смеси, но, если это невозможно, воспользуйтесь хотя бы одной из них. Зажгите кусочек ладана или травы, поместив их в металлическую посуду (удобнее всего в сковородке с длинной ручкой) и обойдите по часовой стрелке все свое жилище со словами: «Господи, очисти мой дом от скверны!» Затем поставьте посудину на порог, перешагните через нее и выбросьте пепел из посудины на улицу.
Вернувшись домой, выпейте несколько глотков освященной в церкви воды и приступайте к основательной уборке и стирке. Если увидите, что времени на них не хватает, то постарайтесь, по крайней мере, сделать следующее: непременно вымойте пол; полейте все домашние растения, а если у вас стоят букеты, смените в вазах воду; ни в коем случае не оставляйте до пятницы грязную посуду и замоченное белье.
Надо заметить, что ортодоксально настроенные верующие считают более важным в Чистый четверг сначала выстоять раннюю литургию и причаститься, а значит, им до причастия нельзя ничего, включая и святую воду, пить, и есть, генеральную уборку придется проводить уже по возвращении из церкви.
Впрочем, многие правоверные православные предпочитают причащаться в субботу, непосредственно перед Светлым воскресеньем, а в Чистый четверг посетить вечернюю службу в церкви. Зажженные на четверговой вечерне свечи бережно несут домой, прикрывая их огонек от ветра. Народное поверье гласит, что если свечку удалось горящей донести до дому, то все задуманное на ближайшее будущее сбудется, а близкие до следующей Пасхи будут живы и здоровы.
Если вы оказались в числе счастливцев, чья четверговая свечка по пути не погасла, выжгите ее огоньком кресты на входе в дом (квартиру), в каждую из жилых комнат и над окнами. Крестики могут быть совсем
крохотными, практически символическими размер значения не имеет. Значение имеет то, что осуществить этот обряд советуют не только бабушки-знахарки, но и священнослужители. Он перекроет дорогу в дом нечисти, сохранит среди домочадцев любовь и согласие, оградит от пожаров и других бедствий. По традиции этот обряд проводит старший мужчина в семье, но он отнюдь не утратит своей силы, и если его осуществит молодая женщина.
Поскольку многие сегодня живут далеко от храмов, вместо свечки, принесенной со службы, можно выжечь крестики и просто заранее купленной в церкви свечой.
***
В конце дня постарайтесь найти в себе силы еще для одного важного ритуала. Ближе к полуночи отрежьте кончики своих волос и сожгите их. Бросьте пепел в чашку с водой, посмотрите в чашку и скажите: «Старость и боль, тоску и кручину, худые думы, скверные мысли я, раб(а) Божий (я) (имя), огнем сожгу, дымом выпущу на лес, на улицу, на буйный ветер. Аминь». Перекрестившись, поклонитесь. Поставьте чашку на подоконник, предусмотрев, чтобы ни у кого, кроме вас, не было возможности в нее посмотреть.
Ранним утром в пятницу еще раз прочитайте, глядя в нее, этот заговор и выплесните содержимое в окно. Это очень хороший обряд: в результате исчезают невротические головные боли, улучшается память, оставляет депрессия, ненужное беспокойство, приходит четкость мышления, позволяющая решить проблемы, которые висели над вами годами. У многих после его проведения на некоторое время появляется дар ясновидения или другие парапсихологические способности.
***¦
Нельзя не упомянуть еще об одном четверговом обряде уж слишком он мощен, хотя осуществить его могут, к сожалению, лишь те, кому посчастливилось жить неподалеку от реки. В русской целительской традиции он считается почти что панацеей. Знаменитая блаженная Ксения Петербургская советовала прибегнуть к нему своим страдающим тяжелыми заболеваниями почитателям и многие
из них чудесным образом выздоравливали. В этом году Пасха поздняя, 27 апреля, российские реки ото льда давно освободились - так что грех не вспомнить о совете святой Ксении.
Рано утром в Чистый четверг бегите на речку и окатите себя три раза ее водой, но так, чтобы никто не видел. При этом скажите: «Чистый четверг, очисти мое тело от болезней, а ты, быстрая речка, унеси мои болезни (перечислите все свои заболевания) в синее море. Аминь».
Вернувшись домой, зажгите церковную свечу. Когда она прогорит примерно наполовину, загасите ее и ступайте с ней в храм (в тот же, где покупали свечу), и свечу следует снова зажечь и поставить у иконы Пантелеймона Целителя. Не обязательно делать это в Чистый четверг, главное успеть непременно до первой пасхальной службы. То есть со свечкой можно пойти и в Страстную пятницу, и в Страстную субботу.
***
Через неделю после этого обряда следует осуществить ритуал, призванный возвратить контакт со своим ангелом-хранителем. Прочитайте молитву ангелу-хранителю дома, а затем идите в церковь. Напомним молитву ангелу-хранителю: «Ангел мой! Хранитель мой! Спаситель мой! Спаси меня, сохрани, сбереги от всякой болезни, скорби, от врагов, супостатов! Спаси меня дома, в пути, в дороге. Аминь. Аминь. Аминь».
В церкви купите две свечи. Поставьте одну из них к любой иконе Божьей Матери, другую - к любой иконе Иисуса Христа, но только не на канун, куда ставят свечи в память усопших. На следующий день закажите молебен за свое здравие.
***
Для того чтобы в доме весь год водились деньги, в Чистый четверг проводят такой обряд. До восхода солнца трижды пересчитайте все имеющиеся в доме деньги. После каждого из трех раз скажите потайное заклятие на деньги: «Тыща, полтыщи, шестьсот, все везде моя рука-владыка возьмет. Во имя Отца и Сына и Святого Духа и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Аминь. Аминь».
Кстати,
финансовому благополучию послужит и еще один ритуал, который тоже осуществляют на Страстной неделе. В канун Пасхи, вечером, в каждый угол своего дома кладут по освященному яичку и по денежной купюре со словами: «Как пасхальное яичко с рублем не выйдут из этого угла, так чтоб из моего дома не выходили деньги никогда! Христос воскрес! А моим словам Аминь!» Яички на следующий день нужно съесть, а деньги приберечь до конца пасхальной недели, после чего уже можно их тратить.
Не чужд Чистый четверг и любовной магии. Чтобы приворожить любимого, нужно в этот день умыться до зари и, выйдя на улицу, обсохнуть на ветру, говоря на его порывы: «Пусть любит меня (имя), как пьяница вино, как червь яблоко, мать первое дитяти, кобыла - своего жеребяти. Возьми мои, ветер, слова, отнеси не на море, не на остров, а к рабу (имя) в ретивое сердце. Сохни, вода, е моего лица, сохни, кровь молодца (имя). Аминь».
Мужчины же вместо этого произносят: «Вода с лица, девица-краса до молодца! Как люди воду любят, так бы и меня (имя) любила. Как светел и. ясен Чистый четверг, так и я, раб Божий (имя), буду для нее светом в окошке. Аминь».
Учтите, что с Чистого четверга до Пасхи из дома ничего нельзя отдавать иначе не будет удачи.
Людмила ЗАЛЕТИНА, народная целительница
Рождественский пост.
Он будет продолжаться 40 дней - до светлого праздника Рождества Христова. Рождественский пост называют еще Филипповским, так как он следует за днем памяти святого апостола Филиппа, который отмечается сегодня.
Рождественский пост, как предваряющий рождение Спасителя, не такой строгий, как Великий пост. Кроме понедельника, среды и пятницы, разрешается добавлять в пищу растительное масло. А в субботу и воскресенье можно есть рыбу. Рыба разрешается и в праздники, которые приходятся на этот период (если не совпадают со средой и пятницей). Введение во храм Пресвятой Богородицы, святых апостолов Матфея и Андрея Первозванного, святителя Николая. Однако надо помнить, что лакомиться и объедаться грешно не только скоромной, но и постной пищей.