Что делать, если гарантийный срок не установлен?
По Закону РФ «О защите прав потребителя», изготовитель вправе устанавливать гарантийный срок и срок службы товара, однако вовсе не обязан делать это. Однако для данного случая Гражданский кодекс вводит понятие «срока обнаружения недостатков». Согласно статье 477 ГК РФ, потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, в течение 2-х лет со дня покупки данного товара. При этом если изготовителем или продавцом установлен гарантийный срок меньшей продолжительности (менее 2-х лет), потребитель все равно может предъявлять претензии к качеству товара в течение 2-х лет.
Как исчисляется гарантийный срок?
По общему правилу гарантийный срок начинает течь с момента передачи товара покупателю. Однако если данный момент установить невозможно, то гарантийный срок исчисляют с момента изготовления товара. Также важно помнить, что для сезонных товаров (обувь, одежда и т.д.) гарантийные сроки исчисляются не с момента продажи, а с момента наступления соответствующего сезона. Кроме того, исчисление гарантийного срока приостанавливается на период осуществления работ по ликвидации недостатков товара.
Изменены правила покупки с 2008г., точнее - возврата, технически сложных товаров. А именно: раньше, если купленный технически сложный товар оказывался неисправным, можно было потребовать вернуть деньги в течение всего гарантийного срока. Но при этом в законе не было четко сказано, в каких конкретно случаях покупатель мог настаивать именно на возврате денег. Теперь есть четкая градация: это можно сделать лишь в течение первых 15 дней с момента покупки при наличии любого брака. То есть если, к примеру, вы приобрели автомобиль и обнаружили, что в салоне плохо закрывается бардачок, это уже может послужить основанием для требования вернуть деньги.
Если неисправность проявилась позже, но в период гарантии, то о возврате потраченных финансов речь может идти лишь в нескольких случаях. Во-первых, если недостаток технически невозможно устранить или он вновь проявляется после ремонта. Во-вторых, если в течение года вещь находилась в гарантийном ремонте более 30 дней. При этом неважно, сколько раз ее за это время ремонтировали - хоть 10 по три дня. В-третьих, если вещь находится в ремонте более 45 дней подряд. При этом распространенная ссылка гарантийщиков на отсутствие запчастей теперь не сработает.
Что может потребовать потребитель?
По действующему законодательству покупатель некачественного товара может потребовать:
· безвозмездного
устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление;
· соразмерного уменьшения покупной цены;
· замены на товар аналогичной марки;
· замены на такой же товар другой марки с перерасчетом покупной цены;
· расторжения договора купли-продажи. По требованию продавца и за его счет потребитель возвращает товар с недостатками. А продавец возмещает стоимость товара и понесенные покупателем дополнительные затраты.
· Отныне пострадавшие клиенты вправе претендовать не только на компенсацию ущерба, но и штраф в свою пользу с продавца. Речь о 50 процентах сверху от суммы взысканной компенсации.
Доставка товара
Еще один момент, достойный внимания потребителей, это поправки, касающиеся доставки предварительно оплаченных товаров.
По новым правилам действующие с 2008г, если продавец не привез покупателю в заранее оговоренные сроки предварительно оплаченный товар (пусть даже на 50 процентов), он должен будет ему выплатить неустойку - полпроцента от суммы предоплаты. Ранее задержка доставки на любой срок практически не каралась.