Защита прав потребителя
Защита прав потребителя
Закон "О защите прав потребителей"
(в ред. Закона РФ от 02.06.93 N 5076-1 и Федеральных Законов РФ от 9 января 1996 года N 2-ФЗ, от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ)
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей.
оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей.
Что такое гарантийный срок?
Закон РФ «О защите прав потребителей» определяет гарантийный срок как период, в течение которого, в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан удовлетворить требования потребителя … (ст.5.6 Закона). Таким образом, в течение гарантийного срока изготовитель (исполнитель, продавец) несет повышенные обязательства перед потребителем по устранению выявленных недостатков за свой счет, вплоть до замены некачественного товара.
Кто устанавливает гарантийный срок?
По действующему законодательству, право установления срока гарантии принадлежит изготовителю товара. Продавец также может устанавливать гарантийный срок на товар, однако он не должен быть меньше срока, установленного изготовителем. Т.е. продавцу разрешено лишь увеличивать гарантийный срок.
Что делать, если гарантийный срок не установлен?
По Закону РФ «О защите прав потребителя», изготовитель вправе устанавливать гарантийный срок и срок службы товара, однако вовсе не обязан делать это.  Однако для данного случая Гражданский кодекс вводит понятие «срока обнаружения недостатков». Согласно статье 477 ГК РФ, потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, в течение 2-х лет со дня покупки данного товара. При этом если изготовителем или продавцом установлен гарантийный срок меньшей продолжительности (менее 2-х лет), потребитель все равно может предъявлять претензии к качеству товара в течение 2-х лет.
Как исчисляется гарантийный срок?
   По общему правилу гарантийный срок начинает течь с момента передачи товара покупателю. Однако если данный момент установить невозможно, то гарантийный срок исчисляют с момента изготовления товара. Также важно помнить, что для сезонных товаров (обувь, одежда и т.д.) гарантийные сроки исчисляются не с момента продажи, а с момента наступления соответствующего сезона. Кроме того, исчисление гарантийного срока приостанавливается на период осуществления работ по ликвидации недостатков товара.
   Изменены правила покупки с 2008г., точнее - возврата, технически сложных товаров. А именно: раньше, если купленный технически сложный товар оказывался неисправным, можно было потребовать вернуть деньги в течение всего гарантийного срока. Но при этом в законе не было четко сказано, в каких конкретно случаях покупатель мог настаивать именно на возврате денег. Теперь есть четкая градация: это можно сделать лишь в течение первых 15 дней с момента покупки при наличии любого брака. То есть если, к примеру, вы приобрели автомобиль и обнаружили, что в салоне плохо закрывается бардачок, это уже может послужить основанием для требования вернуть деньги.
    Если неисправность проявилась позже, но в период гарантии, то о возврате потраченных финансов речь может идти лишь в нескольких случаях. Во-первых, если недостаток технически невозможно устранить или он вновь проявляется после ремонта. Во-вторых, если в течение года вещь находилась в гарантийном ремонте более 30 дней. При этом неважно, сколько раз ее за это время ремонтировали - хоть 10 по три дня. В-третьих, если вещь находится в ремонте более 45 дней подряд. При этом распространенная ссылка гарантийщиков на отсутствие запчастей теперь не сработает.
Что может потребовать потребитель?
По действующему законодательству покупатель некачественного товара может потребовать:
·    безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление;
·    соразмерного уменьшения покупной цены;
·    замены на товар аналогичной марки;
·    замены на такой же товар другой марки с перерасчетом покупной цены;
·    расторжения договора купли-продажи. По требованию продавца и за его счет потребитель возвращает товар с недостатками. А продавец возмещает стоимость товара и понесенные покупателем дополнительные затраты.
·    Отныне пострадавшие клиенты вправе претендовать не только на компенсацию ущерба, но и штраф в свою пользу с продавца. Речь о 50 процентах сверху от суммы взысканной компенсации.
Доставка товара
Еще один момент, достойный внимания потребителей, это поправки, касающиеся доставки предварительно оплаченных товаров.
По новым правилам действующие с 2008г, если продавец не привез покупателю в заранее оговоренные сроки предварительно оплаченный товар (пусть даже на 50 процентов), он должен будет ему выплатить неустойку - полпроцента от суммы предоплаты. Ранее задержка доставки на любой срок практически не каралась.
- Скачать ЗАКОН "О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ"
На заметку грамотным потребителям
Все свои действия, направленные на устранение недостатков товара, следует совершать в письменной форме. Это не позволит нерадивым продавцам уклониться от исполнения своих обязанностей по ремонту или обмену некачественного товара. Так, после обнаружения недостатка товара, к руководству магазина следует обратиться с письменной претензией, где изложить свои доводы и определить сроки ремонта (переделки и т.д.). Претензию необходимо составить в 2 экземплярах и направить по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения. Полученное назад уведомление поможет вам доказать на суде, что ваше письмо дошло до магазина. Впрочем, с грамотными потребителями продавцы обычно не связываются и дело до суда не доводят, предпочитая решить все полюбовно. Однако если все ваши «взаимоотношения» с нерадивым продавцом документально оформлены, то и на суде проблем возникнуть не должно, тем более что здесь вы сможете потребовать возмещения не только убытков, но и морального вреда, упущенной выгоды и т.д.

                                                   Новые изменения в законе.
Изменены правила покупки, точнее - возврата, технически сложных товаров. А именно: раньше, если купленный технически сложный товар оказывался неисправным, можно было потребовать вернуть деньги в течение всего гарантийного срока. Но при этом в законе не было четко сказано, в каких конкретно случаях покупатель мог настаивать именно на возврате денег. Теперь есть четкая градация: это можно сделать лишь в течение первых 15 дней с момента покупки при наличии любого брака. То есть если, к примеру, вы приобрели автомобиль и обнаружили, что в салоне плохо закрывается бардачок, это уже может послужить основанием для требования вернуть деньги.

Если неисправность проявилась позже, но в период гарантии, то о возврате потраченных финансов речь может идти лишь в нескольких случаях. Во-первых, если недостаток технически невозможно устранить или он вновь проявляется после ремонта. Во-вторых, если в течение года вещь находилась в гарантийном ремонте более 30 дней. При этом неважно, сколько раз ее за это время ремонтировали - хоть 10 по три дня. В-третьих, если вещь находится в ремонте более 45 дней подряд. При этом распространенная ссылка гарантийщиков на отсутствие запчастей теперь не сработает.
Не можете найти нужные детали - возвращайте покупателю.
Copyright © Денисов А.С копирование и переиздание этого документа только с разрешения автора.
  Даю консультации по всем юридическим вопросам, быстро,  качественно  и недорого.
  Если вы хотите иметь самую  полную и новую информацию по Российским законам,
  обращайтесь ко мне.
 
                                                     
Мой e-mail :          tst9@mail.ru
Рейтинг@Mail.ru